В Игоревском детском саду недавно открылся музей народного быта, его назначение это создание естественного и органичного включения музейной среды в процесс развития маленького человека.
Когда перед коллективом встала задача реализации национально-регионального компонента, мы предложили такой вариант: знакомство с национальными традициями, культурой, духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма осуществлять путем приобщения детей к краеведческим материалам.
И вот в 2014 году воспитанники нашего детского сада стали посещать музей. Нет, им не приходится преодолевать долгий путь до городского или районного музея. Дело в том, что музей, пусть не совсем большой, а мини-музей, находится рядом. Для него выделена маленькая комната на втором этаже здания.
Началось все с народных детских песен, сказок, потешек, игр, которые с детства знают взрослые, и любят дети. В повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – малыши окружены современной музыкой, вещами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Знакомство с народными песнями, изобразительным искусством, обрядами, традициями разных народов воспитывает у детей эстетические чувства, патриотизм. Думаю, что все жанры народного творчества должны включаться в быт и в повседневную деятельность детей.
Из опыта работы знаем, что при ознакомлении детей с народными сказками, песнями, потешками, загадками, а также в играх, танцах, хороводах возникает трудность с восприятием содержания. В их тексте содержится много непонятных детям слов и выражений (чугунок ,коромысло, ухват, кочерга, прялка и т.д.). Приходится разъяснять их значения, искать картинки с изображением предметов или пояснять «на пальцах». Поэтому с радостью принимаем предметы быта: утварь, костюмы, которые стали приносить родители, сотрудники. Все экспонаты необходимо было разместить. Каждой вещи нашлось место. Печку, полки смастерил Смирнов Дмитрий. Дети с интересом разглядывают миниатюрную люльку, деревянную посуду и т.д. Старые вышитые полотенца своих бабушек и мам и утварь принесли сотрудники детского сада. Большой вклад внесла семья Ширинкиных. Постепенно комната заполнилась предметами старого быта и превратилась в настоящую избу.
В декабре музейную комнату посетили ученики 3 класса Игоревской школы со своей учительницей Надеждой Николаевной Дивненковой. Каждый из них вспомнил, что дома или у бабушки есть чугунок, у кого-то – ухват, а кто-то обещал привести самовар. Изучая предмет «Азбука Смоленского края» школьники показали осведомлённость в знании истории, культуры и быта родного края.
В музее организуются экспозиции к знаменательным датам. К юбилею детского сада оформили стенд. Оформлен стенд «Они защищали Родину» с фотографиями ветеранов ВОВ.
Приходится изучать и музейное дело. Около редких предметов быта расположена информация о происхождении и назначении этих предметов. Теперь-то наши дети знают, для чего люди изобрели коромысло, как носили лапти, как может светить лампа без проводов, и каким образом гладит чугунный утюг. Все предметы опробовали: потрогали, поиграли, одежду и обувь примерили на себя.
Музей в помещении детского сада, созданный для детей, - особое место. Все предметы доступны ребенку. Само посещение музея превращается в интереснейшее занятие: можно узнать о старинных предметах много нового, придумать о них сказку, использовать в спектаклях.
Создание музея в стенах детского сада – дело увлекательное и интересное, доступное каждому. Мы следуем совету В.Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
Автор статьи - Картошкина Елена Викторовна